Что должно сделать правительство, чтобы вернуть цены на мясо

Фото: АПК Новости
Последние события на рынке мяса стали шоковыми, действия госорганов – сумбурными и противоречивыми. Об этом сообщил представитель Мясного Союза Казахстана Асылжан Мамытбеков. Он проанализировал ситуацию вокруг роста цен и возможном закрытии экспорта, а также высказал ряд предложений, которые способны поправить ситуацию, передает агентство АПК Новости.
«В прозвучавшем Послании народу Президента страны есть такое поручение: «Министерству также следует разработать план поддержки агробизнеса в сфере животноводства и запустить действенные механизмы его финансирования. Цель – не только полное обеспечение мясом внутреннего рынка, но и укрепление экспортного потенциала». Хочу отметить, что это не дежурный реверанс в сторону животноводов. Это, на сегодняшний день, является реально актуальнейшей потребностью современного развития АПК страны. И прежде всего, я думаю, что это связано с последними событиями на рынке мяса, которые были явно шоковыми и действиями госорганов в последнее время (датируемые примерно последними 5 годами), которые были явно сумбурными и разноречивыми», - сообщил на своей странице в соцсети Фейсбук А.Мамытбеков.
Эксперт уверен, что именно отсутствие четкого целеполагания привело к таким противоречивым действиям и риторике исполнительной власти.
Отрицательные результаты такого диссонанса долго не заставили себя ждать.
«Если на словах все ратуют за свободное ценообразование, за свободу частного предпринимательства, за либеральную экономическую политику, за минимальное вмешательство государства в экономику, за рост экспорта продукции АПК, то на деле происходит прямо противоположное.
Принимаемые меры - запреты, попытка директивно навязывать цены, явно не соответствует заявлениям. Поэтому привести меры, действия и риторику в одну стройную систему - программу, с четкой задачей развития экспорта стало сегодня острой необходимостью для отрасли», - считает А.Мамытбеков.
Предыдущая программа развития экспортного потенциала мясного животноводства, экспортоориентированность отрасли позволило сформировать технологическую цепочку (фермер – откормплощадка – МПК (мясоперерабатывающий комплекс)), внедрить и углубить специализацию внутри этой подотрасли, что по сути, равно формированию отрасли заново, отметил он.
Отсутствие на тот момент специализации труда естественно сопровождалось низкой производительностью. Программа «Сыбага» тысячами плодила и поддерживала новых мелких фермеров, которые занимались не откормом, а содержанием маточного поголовья. Так появились фермеры, ориентированные только на бизнес, работающий по принципу «корова-теленок», которые еще по ходу улучшали генетику имеющегося маточного поголовья (методом породного преобразования).
Начали открываться крупные специализированные откормплощадки (сегодня никого не удивляет, что у нас успешно работают откормплощадки мощностью 20-22 тысячи голов, что сегодня на юге строят 40 тысячную откормплощадку). Появлялись ростки будущих крупных МПК.
Отрасль постепенно и эволюционно росла. Росла и давала результат, пока не возобладали голоса, ратовавшие за закрытие экспорта. Причем, отметил Асылжан Мамытбеков, все это прикрывалось благими лозунгами и намерениями.
«Этим экспертам и радетелям было невдомек, что при огромном потенциале страны по скотоводству, развитие этой подотрасли возможно только при развитии экспорта продукции. Что живой откормленный бычок - это тоже продукция этой отрасли, это уже следующий передел, это вновь добавленная стоимость. Ведь этого бычка надо воспроизвести (почти 1 год), дорастить (почти 1,5 года), откормить (почти 1/2 года). И только после 3-х лет неустанного труда эта продукция пойдет на продажу. Ведь внутренний спрос несоразмерно мал по сравнению с имеющимися возможностями и потенциалом этой сферы. Что при нынешнем уровне инфляции, девальвации нацвалюты, росте цен на все остальные составляющие себестоимости (гсм, запчасти, оборудование) нельзя сдерживать цены на продукцию административным путем, в том числе за счет ограничения экспорта (на сегодня полностью закрыт экспорт живого скота, введено квотирование экспорта на мясо КРС)», - отметил А.Мамытбеков.
Он считает, что подобное сдерживание цен и ограничение экспорта приведет к эффекту бумеранга, то есть к обратному результату: вместо развития наступит регресс отрасли, вместо стабилизации цен получим кратковременное сдерживание ценника, а потом крутой отыгрыш рыночных цен, что больно ударит как по карманам потребителей, так и по имиджу госорганов.
«В системе открытой рыночной экономики, коей наша страна придерживается, сдерживать цены подобными методами невозможно, более того, это вредно. Ибо искусственно «сжимающаяся пружина» все равно отыграется, и рост цен по инерции при отыгрыше станет даже выше, чем есть на то объективные и рыночные предпосылки. Основы экономики таковы, что директивное сдерживание цен возможно только в условиях административно-командной экономики», - считает Асылжан Мамытбеков.
В этом случае экономические решения принимаются централизованно государством, которое владеет большинством средств производства и распределяет ресурсы на основе общего плана.
При этом, мы на своем горьком 70-летнем опыте убедились, к чему такое регулирование и «радение» интересов народа привело в реалии:
- мясо было доступно по великим праздникам и через отстаивание в огромных очередях, которые надо было занимать с ночи (и даже если покупать супнабор);
- молочные продукты исчезали с прилавков магазина уже к обеду (и даже раньше);
- сливочное масло часто продавалось только из-под прилавка;
(небольшие исключения были для Алма-Аты, и для некоторых городов московского обеспечения).
«Но, как говорится, что не бывает в большой стране. Что было - то прошло.
По крайней мере, все поняли, что так делать (ограничивать цены и экспорт) неправильно, что в том направлении тупик и засада. Главное - извлечь из прошлых ошибок правильные выводы, не страдать мазохизмом, и двигаться теперь только в правильном направлении. Благо, теперь мы знаем - как поступать нельзя, где обрыв и где засада, что позволяет двигаться теперь уверенней и быстрей», - считает эксперт.
По его мнению, путь предстоит нелегкий, как для госорганов, так и для бизнеса.
Хоть и дорога эта протоптана, ориентиры ясны, что делать понятно но есть много «но».
Вкратце об этих проблемах:
- Казахстан потерял статус МЭБа «свободной от ящура». Соответственно предстоит непростая работа по восстановлению этого статуса;
- Эпизотблагополучие в стране оставляет желать лучшего. Это будет являться большим сдерживающим фактором для новых инвестиций. Ведь не зря в Послании прозвучали слова: «Особое внимание следует уделить ветеринарии и фитопатологии, слабое развитие которых серьезно ограничивает конкурентоспособность нашего АПК»;
- Породное преобразование скота почти остановилось. Эту работу придется реанимировать;
- Инфраструктурная среда и условия, необходимые для функционирования и развития животноводства, перестали совершенствоваться, а некоторые из них и вовсе пошли на попятную (например, электронная система субсидирования). А эта среда просто обязана идти в ногу со временем, учитывая развитие технологии, изменяющуюся ситуацию на рынке и проблематику отрасли. Это такие вопросы как, например, несовершенство системы идентификации, проблемы с ушными бирками, вопрос обеспечения вакцинами, доступность к госсубсидиям, земельным ресурсам, кредитам и лизинговым продуктам;
- Потеря реноме страны как стабильного партнера-поставщика (чехарда с различными ограничениями экспорта);
- Судорожное дергание шлагбаумами на границе не только не прибавляет экспортных покупателей, но и приводит к росту недоверия субъектов отечественного бизнеса. Ведь нет гарантий, что при наращивании поголовья, производственных мощностей опять не возобладает точка зрения совковых «ястребов» от экономики. Ведь если для кого-то это простые росчерки пера, то для других это потеря и крах бизнеса, убытки и потеря активов. Поэтому придется провести заново агит-пропагандистскую, стимулирующую работу среди бизнеса.
«А для защиты от высоких цен - социально уязвимым слоям населения надо увеличивать пособия - адресную социальную помощь, а не пытаться снижать цены для всех и вся, да еще и в ущерб сельхозпроизводителям», - подытожил А.Мамытбеков.
Комментарии
О каком развитии агронауки он говорит когда агроученые не получают зарплату по 9-10 месяцев
Если у нас в казахстане все хорошо и нет ажиотажа со СКОТОМ и, мясом, почему любое мясо стало дорогое, например говядина 3200тт и выше и так любое мясо
I am unsure of how to get in touch with ECO GLADE company in Kazakhstan.
Скоро будем с Узбекистана, и с Афганистана закупать муку в Казахстан
Здравствуйте! На сегодняшний день отдел архитектуры г. Петропавловск, ссылается на сбои в системе ЕГКН.
Неужели с 2023 года ничего не решилось?
Как быть в данной ситуации, как подать документы на бумаге?
Прошу ответить на электронную почту.
????????????????????????мал дәрігерлер еңбек ақысы көп болсын
Вы считаете что это дорого ?)
Это где такие цены?
Я закупаю пшеницу 87057056317
Как будто таможеники специально припятствуют экспорту и наполняемости бюджетуа страны ,раньше это называли вредительство
انا سعيد جدا بهذا العلاقةىالتحارية بين كازاخستان والاردن
Полнейший бардак. Вечные причины,и бесконечное повышение цен.когда настанет хорошая жизнь?
Добавить комментарий