Новости, Фермер

Использовать проросшее зерно на семена нельзя - ученый

Использовать проросшее зерно на семена нельзя - ученый
Фермеры Казахстана массово ищут выход из положения невостребованности проросшего зерна. Аграрии оказались один на один со своей «бедой», никакой методички, никаких наработок ученых им недоступны. Посоветовавшись между собой и с людьми, близкими с ученой средой, фермеры решили, что могут использовать проросшую пшеницу в качестве семян. Агентство «АПК Новости» вышло на Научно-производственное предприятие «Инноватор», которое занимается научными исследованиями в области хранения и переработки зерна. Ученые сообщили, что проросшая пшеница весной не даст всхожести, на корм скоту его отдавать опасно, использовать на биоэтанол дорого. Единственный выход - в небольших соотношениях подсортировывать к здоровому. И на этом, пожалуй, всё.
 
«На протяжении последних 20-30 лет в Казахстане вообще не ведутся исследования по проблемам использования неклассного зерна. Сейчас, например, пшеница проросшая, а она у нас бывает еще и суховейная, и морозобойная. Не хотелось бы, чтоб такое у нас было, но все может быть», - сообщила агентству «АПК Новости» главный научный сотрудник ТОО «Научно-производственное предприятие «Инноватор», доктор технических наук Даригаш Шаймерденова.
 
Ученый заявила, что проросшую пшеницу сеять нельзя.
 
«У нас есть четкие стандарты, требующие, чтобы семена имели хорошую всхожесть. Я думаю, что, если фермеры даже сейчас попробуют поставить ее на анализ по требованиям к семенам, уже сейчас они не получат никаких данных, которые подтверждают, что можно использовать такую пшеницу на семена. Дело в том, что уже начался процесс разложения зерна. В каком плане? Зерно находится в состоянии покоя, когда его убирают в хороших условиях, его обязательно нужно доводить до влажности для личного хранения не менее 14,5%, но лучше 12%, и тогда можно хранить в соответствующих условиях длительное время. Что сейчас произошло? В зерне произошли необратимые процессы. Оно приняло сигнал, что все запасные вещества может делить на простые, чтобы зародыш начал питаться. Природой так заложено в зерне. Оно длительно хранится, но его задача – дать росток, дать новое семя. Зерно приняло сигнал, что можно сейчас начинать этот процесс разложения сложных веществ на простые чтобы росток начал питаться», - пояснила ученый.
 
Если фермеры сейчас снизят влажность зерна, этот процесс все равно будет продолжаться. Необходимо очень сильно высушить зерно, чтобы хотя бы остановить этот процесс. Не говоря о том, чтобы его вернуть с в исходное состояние.
 
«Если сейчас в качестве эксперимента зерно, которое убрали с полей, высушить и заложить в великолепные условия, и даже через полмесяца проверить его свойства, это зерно ничего не даст. Поэтому, когда утверждают, что его сейчас нужно быстро высушить и заложить на хранение, а потом использовать на семена – это абсолютно неправильно. Они потом не получат ничего, это пустое зерно, которое не даст никакой всхожести», - сказала Даригаш Шаймерденова.
 
На что направить проросшее зерно – очень большой вопрос. Пытаются смолоть из этого зерна муку, но хлеб не получается. У зерна уже начались необратимые процессы.
 
«Мы нашли небольшие исследования (авторы этого исследования не мы), там сказано, что через 12 часов после прорастания уже начинаются необратимые процессы, через 24 часа увеличивается количество крахмала, вместе с ним появляются продукты его распада, поэтому они дают ощущение, что крахмала много в этом зерне. Сейчас это всё должно изучаться очень пристально. Жаль, конечно, что нет специалистов, которые могут подсказать фермерам, что делать с этим зерном», - отметила главный научный сотрудник.
 
На вопрос о том, есть ли возможность направить проросшее зерно на корм скоту, ученый ответила, нет, это очень опасно.
 
«С питательной ценностью ничего не происходит, но тут есть большая проблема - в зерне сейчас очень много микроорганизмов, для них созданы идеальные условия, а продуктами их жизнедеятельности являются микотоксины. Они является канцерогенами – опасные вещества, которые вызывают огромное количество заболеваний животных, а потом могут и к человеку попасть. Поэтому кормить таким зерном скот очень опасно. Поэтому я даже не знаю, что посоветовать фермерам. Могу сказать одно – если зерно тщательно высушить, а потом проверить его на наличие микроорганизмов, а потом на микотоксины, и если микотоксины в пределах допустимых концентраций, только тогда можно это зерно направить на фуражные цели», - отметила Д.Шаймерденова.
 
Единственное, что можно делать – это проросшее зерно подсортировывать к здоровому. Но только в небольших соотношениях.
 
«Если оно в начале прорастания, только 1:4, смешивать муку из проросшего зерна с мукой из здорового зерна. Только так», - уточнила ученый.
 
Есть мнение, что такое зерно можно использовать на биоэтанол. Однако, как сказала наш собеседник, для этого нужно провести целый ряд мероприятий, а это очень затратно.
 
«Я знаю, что у нас и сушильные хозяйства находятся в таком состоянии, что не все могут себе позволить высушить такие объемы зерна. Все зависит от финансовых возможностей», - отметила она.
 
Вопрос очень серьезный. В этом году труд большого количества крестьян пропал даром. И от подобных форс-мажорных обстоятельств мы не застрахованы и в будущем. Нужно задуматься об этом на государственном уровне.
 
«В эти дни идет конкурс на грантовые исследования Министерства науки и высшего образования, и мы считаем, что как раз сейчас ученые должны подавать проекты по использованию такого зерна, потому что наука очень сильно отстала. У нас уже совсем другое приборное оснащение, совсем другие природные условия, нам обязательно надо исследовать, что происходит. Никто из организаций сейчас не занимается зерном, исследованием качества. Мы когда-то работали в Институте зерна. В те времена проводились большие исследования, была отдельная лаборатория качества, сейчас же этого нет. Не готовятся специалисты, нет специализированных лабораторий, занимаюшихся исследованиями проблем хранения и дальнейшего использования неклассного зерна. Стране нужен и мониторинг, потому что, заметьте, что вы нигде не найдете информацию о том, сколько зерна собрано, какого качества, в каком регионе можно найти зерно высокого качества. Вообще вопросы мониторинга никто не отслеживает. Вызывает сожаление, что в рамках конкурса на программно-целевое финансирование по линии Министерства сельского хозяйства, проходящего в эти дни, не нашли отражения данные проблемы при идентичности некоторых задач данного конкурса с предыдущим», - отметила ученый.
 
Сейчас производственники столкнулись со всем этим и не знают, к кому обратиться. Это проблема очень высокого уровня. В стране нет ни одной организации, которая дала бы ответы на все вопросы и помогла бы фермерам. И это в зерновой державе!..
 
 
 
 
 
 
Татьяна Злая
Копирование и рерайт материалов разрешены только с активной ссылкой на наш сайт в первом абзаце
Нарушение авторских прав преследуется на закону

Добавить комментарий

Отправить комментарий
Комментарии
Как все печально.... Даже не в состоянии содержать собственный племенной центр- основу основ продовольственной безопасности страны!
астык-транс стал заниматься давно трейдингом через тоо комек бидай
Откуда 25 млн тонн, если в 2023 году Казахстан экспортировал всего 7-8 млн тонн. Растём?))
Очень много орфографических ошибок, лучше писать на родном языке, зачем показывать неграмотность, кто хочет прочитать, сделает перевод с любого языка без проблем.
Надо реализовать то что сможете и то что надо,а остальное сохранить до следующего года, будет засуха и зерна мало будет нового урожая.
Лаптеногих ещё в 1812г.Напалеон,а в 1941г.Гитлер уничтожил бы лаптях если не казахи и башкиры,кыргызы,татары и узбеки.Теперь эти ядовитые насекомые рты раскрыть не дают
зачем нам... Они с матрасниками мутят. Может там Мансарда рога замочила
Работа действительно необходимая,большая и трудоёмкая. Я считаю что селекционную работу нужно внедрять обязательно и повсеместно и результат не заставит себя ждать!
«АПК Новости» - свежие новости и события, полезные статьи и аналитика агропромышленного комплекса Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья.