Фермер отстоял свои права на землю через суд

Права фермера по незаконному конкурсу в предоставлении земли пришлось отстаивать в суде, сообщает агентство «АПК Новости».
 
Оказалось, что конкурсы на предоставление земель сельхозназначения, которые проводятся по всему Казахстану – это самая настоящая «липа». Земельная комиссия, по сути, ничего не решает. Земля переходит третьим лицам, не имеющим отношения к сельскому хозяйству, за денежное вознаграждение, а затем, зачастую, просто перепродается. В комиссиях состоят некомпетентные лица. Юрист Ассоциации фермеров Казахстана Ерлан Оспанов, который на днях отстоял в суде право фермера на землю, считает, что процесс распределения земель нужно в корне менять.
 
«Земля предоставляется через конкурс. Для того чтобы сельхозпроизводителю ее получить, местные власти формируют проекты и выставляют их на конкурс. Процедура такова, что для участия в этом конкурсе, фермеры должны подавать конкурсную заявку.  Они должны представить бизнес-план, принять на себя обязательства по рациональному использованию земли. Все это рассматривает комиссия, которая утверждается акиматом. В состав комиссии входит 50% от госслужащих, а также представители депутатского корпуса и бизнеса», - рассказал агентству «АПК Новости» Ерлан Оспанов.
 
Как показывает многолетняя практика, комиссия заранее определяет победителя.
 
Как это возможно?
 
Согласно правилам, победитель определяется по балльной системе, которая, в свою очередь, определяется с учетом инвестиционных вложений. Эти цифры претенденты, чаще всего, просто берут из головы.
 
«В большинстве случаев инвестиционные вложения пишутся без всякого подтверждения. Это, кстати, совершенно неправильная политика, которую нужно в корне менять. Комиссия исходит из того, кто больше инвестиций вписал», - отметил юрист.
 
Зачастую в комиссию от представителей бизнес-сообщества включают далеких от сельского хозяйства людей. Между тем, председателями комиссий всегда являются заместители акимов районов. Соответственно, именно замакима является ориентиром в голосовании  и право голоса, обычно, всегда за ним. Участники в основном голосуют так, как скажет замакима.
 
«Я же считаю, что председателем должно быть независимое лицо, представитель не от акимата, а хотя бы от бизнес-сообщества. И тогда процедура проведения собрания, само совещание будет ориентировано по-другому», - считает эксперт.
 
Конкурс проходит на бесплатной основе. Однако ни для кого не секрет, что земельный участок – это лакомый кусок. И имеют место быть факты, когда победители уже определены заранее, поскольку решили свой вопрос денежной благодарностью. И какой бы качественный бизнес-план не был написан у других участников, все равно предпочтение отдадут тому, кто уже заранее подготовлен.
 
«КХ «Шатан», которое мы защищали в суде, имеет откормочную площадку емкостью более 2 тыс голов КРС. Крестьянин намеревался расширяться, хотел получить земельные участки по двум лотам. Однако по этим лотам предпочтение отдали иным лицам, которые по сельскому хозяйству не работали. В бизнес-плане нарисовали фиктивные договора. Представители комиссии сказали, что у КХ «Шатан» и так есть земли, ему хватит. Пусть занимаются стартаповцы.  Возможно это верная позиция, нужно давать дорогу начинающим. Однако не в этом случае. Землю получила некая госпожа, которая давно живет в Беларуси и не имеет никакого отношения к сельскому хозяйству», - рассказал Е.Оспанов.
 
Теперь по факту кто будет работать с землей?
 
«По сути, конкурс превратили в коммерческую жилку. Фермеры, как правило, проигрывают. Земли получают третьи лица и в последующем, спекулируя ею, перепродают путем внесения в уставной капитал. Зачастую этот участок продают тому, кто хотел там работать, но не выиграл, то есть своему оппоненту», - считает эксперт.
 
Отчего в Казахстане образовался дефицит пастбищных угодий?
 
Отчасти и потому, что новые хозяева земель переводят эти пастбищные угодья в пашню, потому что это более ценно. И продают за более высокую цену.
 
«Все эти конкурсы – это липа. Там нет никакой прозрачности. Как проходят конкурсы!? Это нонсенс! Это чистой воды формализм!» - считает юрист.
Чтобы прекратить эту порочную практику, необходимо реформировать состав комиссии, поставить во главу представителя от бизнес-сообщества, и именно людей, которые связаны с отраслью сельского хозяйства. Затем пересмотреть инвестиционные вложения.
 
«Вообще, инвестиции должны регулироваться банковской гарантией. Но здесь есть одно но. Мелкие хозяйства априори проиграют крупным холдингам. Эти нюансы нужно в корне рассматривать на уровне Министерства сельского хозяйства», - отметил Оспанов.
 
Факт отказа от земельного участка КХ «Шатан» обжаловали в суде. Это уже не первый подобный процесс в Карагандинской области. Однако подобная ситуация наблюдается по всему Казахстану.


Фото: gtrk-kostroma.ru
 
 

Добавить комментарий

Отправить комментарий
Комментарии
Өтірік жала жауып, қамады. Бостандық беріңдер бұл кісіге
Алмасбек нағыз премьер министр болатын кісі
Все правильно говорит депутат. Молодец, что поднимает все это на поверхность. Так держать
Завод на 120 тысяч тонн в год за 150 млн рублей? - Папа, такие заводы существуют? - Нет, сынок, это - фантастика.
Да когда же у нас начнутся реальные изменения в ветеринарии?В недавнем отчёте министр сельского хозяйства радужно описал состояние ветеринарии. Все у нас хорошо и благополучно.
Какие именно органические продукции, кроме чечевицы не называли ничего! Что за статья с безымянными данными
«АПК Новости» - свежие новости и события, полезные статьи и аналитика агропромышленного комплекса Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья.