Осень – пора девальваций. Ожидает ли Казахстан падение тенге?

Осенняя пора в нашей стране считается временем девальваций. Подобные события происходили в Казахстане уже не единожды. Вот и сейчас бизнес, да и простое население, начинают поговаривать об очередной волне девальвации. Ситуация обостряется на фоне сильнейшего давления российского импорта, передают «АПК Новости».
 
Ранее экономист Айдрахан Кусаинов заявлял, что в августе было бы удобно «девальнуть» тенге. Если этого не произойдет, тогда в сентябре резко активизируется бизнес-сообщество, которое уже сейчас говорит о том, что их задавливает российский импорт.

«Голос народа» узнал у экспертов, ожидает ли нас падение нацвалюты на этот раз. Руководитель НКО «Desht» Куаныш Жаиков ответил: если речь идет именно о девальвации, когда тенге слабеет на 20% и больше, за пару недель, то для этого нужны большие события.
 
«Такие, которые сложно пропустить. За последние 3 года это было 2 раза. Первый, когда началась пандемия и цены на нефть в какой-то момент стали ниже нуля. Второй - когда началась война в Украине. Такие шоковые события непрогнозируемы. Максимум, что к ним применяется, это сценарный анализ «что, если». Но когда подобное случается, то всегда есть пару дней, чтобы спасти накопления. Причем, как правило, после паники все нормализуется», - сказал экономист.
 
Как подчеркивает Куаныш Жаиков, на тенге даже в этом случае могут влиять только внешние факторы. Внутренние же проблемы к катастрофическому падению национальной валюты не приведут.
 
«У власти есть валютные резервы. Есть также адекватные политики и экономисты, которые пока не дают расшатать макроэкономическую стабильность. Оборону держат», - мотивирует он свою точку зрения.
 
Кроме того, всем, кто переживает о своих накоплениях, необходимо видеть ситуацию в целом, а не ориентироваться исключительно на курс «тенге – доллар».
 
«Курс сейчас 442, ставка по депозиту в тенге - около 15%. Если вы уверены, что доллар в течение года дойдет до 505-510 тенге, то можно беспокоиться. Это психологическая граница, чтобы принимать решение. Но напомню: таких высот мы достигали один раз, в марте прошлого года на фоне начала войны, когда никто ничего не понимал», - объясняет экономист.
 
«Если вы все же перевернетесь и будете сидеть в долларах, а курс не изменится, то потеряете за год 60-65 тенге с каждого доллара.
Прогнозов с конкретными цифрами не существует, их могут дать только непрофессионалы. Накопления и капитал требуют беспокойства - придется отслеживать большие новости и развивать финансовую грамотность».
 
Заместитель директора Центра прикладных исследований «Talap» Аскар Кысыков отмечает: в Казахстане высокие девальвационные ожидания – перманентное состояние.
 
«Соответственно, люди и бизнес постоянно ожидают возможного ослабления курса тенге и просчитывают свои риски. С 2015 года мы перешли на свободно плавающий курс тенге. Этот режим предполагает, что девальвация не случается, но может быть резкое ослабление курса. А от чего зависит курс тенге - даже эксперты не понимают», - признается экономист.
 
Раньше курс нацвалюты был зависим от цены на нефть, сейчас он слабо реагирует на данные изменения. Также традиционной виделась связка «тенге – рубль», но и от нее мы все дальше.
 
«Считаю, что Нацбанк, декларируя свободное плавание тенге, на самом деле вмешивается в курсообразование. У нас очень маленький валютный рынок. И финрегулятор, проводя операции из Нацфонда и ЕНПФ, может регулировать курс. То есть курс будет таким, каким его захочет видеть Нацбанк».
 
Те значения, которые Нацбанк таргетирует, непонятны и неизвестны, констатирует экономист.
 
«В краткосрочном периоде фундаментальных факторов для девальвации не вижу. В долгосрочной перспективе, думаю, есть все основания для обесценивания тенге. Об этом говорят денежная масса и девальвационные ожидания. Перманентное ослабление курса тенге у нас происходило и будет происходить, потому что текущая денежно-кредитная политика не настроена на то, чтобы у нас в стране был стабильный курс тенге», - считает собеседник.
 
Для нас большим риском остается курс российского рубля, отмечает он.
 
«Наша экономика серьезно зависит - и в торговле, и в инвестициях - от российского рынка. И здесь есть два пути: держать паритет на уровне 5-7 тенге за рубль, второй вариант - отвязываться от рубля. Но тогда есть риск, что курс рубля к тенге будет ослабевать и импортные товары из РФ будут дешевыми. Тогда дешевый импорт может хлынуть в Казахстан», - прогнозирует экономист.
 
С похожей ситуацией мы сталкивались в 2014 - 2015 годах, когда казахстанцы даже за продуктами ездили в соседние российские города. Больше всего от этого пострадали казахстанские предприниматели.
 
Финансист Арман Бейсембаев в свою очередь подчеркнул: девальвация в республике невозможна, потому что у нас плавающий курс.
 
«Произойти может обесценивание тенге, которое исключать полностью нельзя. Такой сценарий вероятен при развитии негативных событий в экономике, падении фондовых рынков, биржевом кризисе, проблемах долларовой ликвидности где-нибудь в США или Европе. Это повлияет на нас», - полагает эксперт.
 
Также падение тенге возможно при резко негативных событиях в России: из-за них рубль, который сейчас держится на отметке 80-90 рублей за доллар, может рухнуть сильнее.
 
«Также это возможно в случае деструктивных политических событий, например, случится очередной мятеж. Если «поползет» рубль, то, думаю, мы не удержимся. Пока же сохраняем нейтралитет, не следуя за курсом рубля», - говорит Бейсембаев.
 
Он напоминает, что девальвация тенге была в 2009 году на фоне кризиса, потом в 2014 году, когда тенге обвалился со 150 до 185 тенге за доллар за одну ночь.
 
«Может ли произойти обесценение тенге в августе или сентябре? Конкретных четких предпосылок этому не вижу. Обычно имеются определенные факторы, назревающее или ожидаемое событие, которое может пойти по незапланированному сценарию», - продолжает финансист.
 
Например, в марте 2020 года мы получили обесценение тенге из-за пандемии коронавируса, вследствие недооценки его влияния. Это повлияло на нефть, которая обвалилась, а следом - и курс валют. Следующее обесценение было в марте 2022 года – после начала войны в Украине и последующих событий, когда сначала рубль рухнул, потом – тенге», - напоминает Арман Бейсембаев.
 
Примечательно, что в прогнозы касательно пандемии и войны между Россией и Украиной многие не верили. В целом, гарантии, что с планетой вновь не произойдет что-то из подобной категории, сейчас нет.

«Произойти может что угодно - в очередной раз прилетит черный лебедь, и тенге может рухнуть. Вероятность развития такого сценария не нулевая, но пока - достаточно маленькая», - поделился с нами эксперт.
 
Его рекомендация казахстанцам: если у вас достаточно денег и есть представление о том, что может что-то произойти, то купите валюту - для душевого спокойствия.
 
«Но здесь надо ориентироваться на горизонт в два-три года. Переворачиваться в доллары на месяц, два -три смысла нет. Вы на этом больше потеряете.  Тем более нет смысла лихорадочно переводить зарплату в доллары, поскольку вы на нее живете, и в течение месяца в любом случае будете конвертировать доллары в тенге», - отмечает финансист.  
 
А если вдруг наступит негативный  финансовый сценарий, тут в любом случае не спасешься - ни за долларами, ни за евро, говорит он.
 
«Потому что волна, которая может накрыть, снесет в любом случае всё и всех», - добавил собеседник.  
 

 
 

Добавить комментарий

Отправить комментарий
Комментарии
Нищая Агро наука у которой нет ни двора ни кола. Все имущество присвоил НАНОЦ, селекцию и выведение новых пород в животноводстве забрали бездарные Палаты, результаты исследований никому не нужны и не поощряются, профессия учёный уходит в забытье.
Что за бред мы ищем , найти масло не можем , спрос большой на него
Необходимо государству помочь фермерам . Для развития животноводства и предоставление рабочих мест сельским жителям.
Бұл кісі қазақстандағы жемқорлықтың системасын бұзбақшы болғаны үшін темір торда отырма сонда
Зачем с этим бороться, нужно аппетита снижать - расходы в составесебестоимости, вероятно, куда гораздо выше, плюс отсутствуют затраты на логистику. Но вместо того чтобы снизить доходность, куда гораздо приятнее развивать альтернативные варианты регулирования рынка, субсидирование и квотирование .
В стране 20 млн МРС, а МСХ РК заявляет, что в овцеводстве ежегодно проводится около 83 млн прививок против 10 инфекционных заболеваний (бешенство, сибирская язва, ящур, лептоспироз, пастереллез, чума и другие). Если так, то по 10 прививок должно быть 200 млн. прививок. Одни дилетанты готовят ответы на депутатские запросы. У Правителей все хорошо, но баранина стоит дороже чем конина, на равне с говядиной. ВСе эти ответы отписки.
Вообще надо просто государству всеми способами поддерживать цену.. На мясо, молоко, зерно, и люди сами все сделают, но для начало льготное кредитование для живоиноноводов как говорит Максут
Все верно говорит Максут Б. Анализ как и есть,в жизни в нашем районе три кх которые десятилетиями занимались скотоводством, кончили все поголовье, это же очень каторжный труд, но когда в минус все режут, оставили немного лошадей и овец, с ними чуть попроще...
Теперь будет дорожать мясо внутри рынка
Заполни пустующие откормплощадки и будет тебе мясо. Остальное вода , особенно про субсидии . Субсидии должны быть отменены и заменены льготным кредитованием.
«АПК Новости» - свежие новости и события, полезные статьи и аналитика агропромышленного комплекса Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья.