Наследственные аномалии выявлены у лошадей Казахстана

Ученые Казахстана впервые выявили носители вредной мутации у лошадей жабе в Павлодарской области. По их словам, у лошадей встречается достаточно много наследственных аномалий, которые наносят племенному и товарному коневодству большой экономический ущерб. Поэтому они предлагают проводить генетический скрининг всех пород лошадей страны, сообщает агентство «АПК Новости».

«Учеными КазНАИУ впервые в Республике Казахстан с помощью молекулярно-генетических методов выявлены гетерозиготные носители вредной мутации в составе гена у лошадей жабе Павлодарской области», - сообщил на своей странице в соцсети  кандидат биологических наук, профессор Есенгали Усенбеков.

Исследованиями установлено, что мутация является причиной гидроцефалии (водянка головного мозга – АПК Новости) у фризских лошадей, которая сопровождается нарушением развития, часто жеребята рождаются мертвыми, уродство жеребят вызывает у кобыл во время родового акта дистоцию.

Ученый сообщил, что возникновение данной генетической аномалии связано с высоким уровнем инбридинга в популяции. Полногеномное ассоциативное исследование гидроцефалии у 13 лошадей и 69 контрольных животных подтверждает, что мутация проявляется следующими признаками: мышечной дистрофией, дистрофликанопатией, гидроцефалией у плода.

Случайная выборка популяции фризских лошадей была проверена на мутацию в коммерческой лаборатории. По результатам ДНК-тестирования, 147 лошадей были носителями мутации, 718 лошадей были здоровыми, т.е. предполагаемая встречаемость вредной мутации у исследуемой популяции составила 0,085. Таким образом, по информации ученого, внедрение технологии ДНК-тестирования в программу разведения лошадей позволяет сократить потери, вызванные гидроцефалией в популяции фризской лошади.

Аналогичные результаты получены и другими авторами, так гидроцефалия у фризских лошадей является аутосомно-рецессивным наследственным заболеванием, которое может привести к аборту, мертворождению или эвтаназии новорожденного жеребенка.

Ранее отрицательная роль нонсенс-мутации у лошадей фризской породы была установлена в 2019 году, тогда был зарегистрирован первый случай врожденной гидроцефалии, связанной с мутацией у Бельгийской тяжеловозной породы. С целью контроля распространения этой вредной мутации и профилактики наследственной аномалии генетическое тестирование лошадей по данному локусу гена включено в программу разведения.

В 2022 году учеными были опубликованы результаты генотипирования лошадей местной породы жабе в количестве 46 образцов из крестьянского хозяйства Алматинскорй области. Однако, гетерозиготные носители мутации не были выявлены.

«Нами, в рамках проекта МВОиН РК «Изучение экогеномики микробиома лошадей Казахской породы методом NGS секвенирования», в период с 27 по 30 марта проведено ДНК-тестирование 16 образцов ДНК лошадей породы жабе Павлодарской области, 17 образцов ДНК лошадей адайского типа Мангистауской области и 8 образцов ДНК лошадей породы жабе Жетысуской области (…) 29 марта 2023 года в лаборатории «Зеленой биотехнологии и клеточной инженерии» Казахстанско-Японского инновационного центра впервые были обнаружены фрагменты, которые свидетельствовали о выявлении гетерозиготных носителей мутации в составе гена у лошадей породы жабе Павлодарской области. Из 16 ДНК тестированных лошадей Павлодарской области, у двух кобыл в возрасте 4-5 лет были выявлены гетерозиготный генотип, что составляет 12,5%. 30 марта в данной лаборатории ПЦР была поставлена повторно и получен повторно положительный результат», - отметил ученый.

У лошадей адайского типа Мангистауской области, у лошадей жабе Жетысуской и Алматинской областей, мутации в составе гена выявлены не были.

Ученые планируют в перспективе проводить экспериментальные работы на большой выборке из разных регионов страны.

«По результатам исследования зарубежных ученых, мутация детерминирует фенотипический признак гидроцефалия, которая у лошадей сопровождается абортами, мертворождениями, поэтому считаем необходимым проведение генетического скрининга лошадей всех пород Республики Казахстан», - отметил Есенгали Усенбеков.

По его словам, лошади являются малоизученными объектами и в связи с увеличением поголовья лошадей в нашей стране разработка молекулярно-генетических методов диагностики является актуальной проблемой ветеринарной науки.

Фото: иллюстартивное, из открытых источников