Новости, Фермер

Экспортеры зерна рассказали, каким должен быть рынок и логистика

Экспортеры зерна рассказали, каким должен быть рынок и логистика
Потери экспортеров зерна в Казахстане составляют порядка 700 тыс. тонн в месяц. Потеря экспортной выручки – почти 83 млрд тенге ежемесячно. Зерновики бьют тревогу. Экспортеры предлагают сделать зерновой рынок цифровым, сообщает агентство «АПК Новости».
 
«На фоне глобальных изменений в мире, таких, как рост населения Земли, увеличение потребления, засухи, наводнения, пожары, войны, большой рост цен на товары, продовольственный голод - ряд международных экспертов прогнозирует мировой кризис, инфляцию и дефицит. Казахстан может и должен увеличивать экспорт зерна на мировые рынки. Однако на практике это сделать не так-то просто», - сообщил Председатель Совета Правления Национальной Ассоциации экспортеров KazGrain Канат Кобесов.
 
Он отметил накопленные проблемы в железнодорожной отрасли Казахстана, которые прямо влияют на экспортеров зерна. Эти проблемы затрагивают все железнодорожные администрации СНГ.
 
«Дефицит пропускной способности и локомотивной тяги, морально устаревшие технологии и стандарты, недостаток кадров привели к отставанию в развитии, брошенным поездам. В итоге – коллапс. Как это решать – многократно обсуждалось на всевозможных рабочих группах. Всех волнует вопрос – когда стабилизируются перевозки?» - сказал К.Кобесов.
 
Эксперт особо отметил точечные проблемы, которые, по его словам, «уже набили оскомину».
 
«Идут колоссальные потери экспортеров. Есть ряд станций, на которые ни заехать, ни выехать – это Костанай и прилегающие рядом станции, узел Павлодар, узел Петропавловск и прочие. Мы могли бы помимо 1 млн тонн зерна, грузить в сезон дополнительно до 700 тыс. тонн зерна плюсом. Потеря экспортной выручки от невывезенного зерна составляет 82,8 млрд тенге в месяц! Также идут постоянные и непонятные конвенции, вводится запрет, при этом кому-то точечно открывают. Экспортеры арендуют иностранные вагоны, и из-за конвенций несут непредвиденные убытки, а это порядка 360 млн тенге в месяц. Далее - отказ согласования планов, который не поддается здравому смыслу. И самое вопиющее - это воровство зерна, финансовые потери от которого, по оценкам, составляют примерно 900 млн тенге в месяц (из расчета минимальной потери 700 кг с одного вагона или 1%)», - отметил представитель KazGrain.
 
Между тем, экспортеры констатируют хорошую динамику в торговле зерном.  По информации Ассоциации, рост экспорта пшеницы составил 35%, экспортеры увеличили выручку на $0,5 млрд. И это при имеющемся дефиците локомотивов и инфраструктуры.
 
«Хочу отметить, что при решении накопленных системных проблем в ж/д отрасли, объем экспорта может значительно увеличиться!» - считает Кобесов.
 
В этой связи в KazGrain считают, что Казахстану стоит внимательнее присмотреться на изменения в Центральной Азии с точки зрения развития логистической инфраструктуры. Сегодня транспортные коридоры ЦА находятся на пике свой потребности. Так, например, Китай, Кыргызстан, Узбекистан рассматривают строительство альтернативного маршрута с выходом на Каспий. Таджикистан запустил мультимодальный коридор Китай-Таджикистан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Турция. Иран твердо намерен восстановить железнодорожный участок Герат – Хаф, который соединит Афганистан и Иран. Это позволит ежегодно перевозить 6 млн тонн грузов и 1 млн пассажиров. Сам официальный Тегеран рассматривает данный проект как один из этапов возрождения современного варианта Шелкового пути.
 
Одним словом, логистику казахстанского зерна давно пора менять. Должен измениться и сам зерновой рынок.
 
«Нацперевозчик должен быть высокотехнологичным. Если перевозчик не выполнил условия, то штрафы должны списываться с него автоматически в пользу экспортера. На практике же экспортер ждет ответ на свои претензии 3-9 месяцев, и не факт, что удовлетворят. Также должен быть полный парк новых и современных локомотивов, сроки доставки должны увеличиться», - сказал Канат Кобесов.
 
«Зерновой рынок должен быть цифровым. Цифровизация торговли решит все проблемы в зародыше – это финансовая дисциплина крестьянских хозяйств, связанная с налоговыми отчетами, происхождение зерна, его наличие. Все процессы - от закупа, погрузки и перевозки - должно быть реализовано на смарт платформе – открыто и гарантировано», - считают в Ассоциации.
 
По мнению экспортеров, в стране необходимо создать электронную торговую площадку SMART&DIGITAL. Торговая площадка позволит быть в курсе цен на пшеницу, оперативно узнавать об изменениях на рынке, быстро находить самого выгодного поставщика/покупателя/логиста.
 
 
 
 Между тем, чтобы казахстанское зерно не теряло конкурентоспособности из-за своей себестоимости, агросектор должен заняться увеличением урожайности.
 
«Как так получается, что через погранпереход в 30-50 км от наших областей, в той же России урожайность в 2 и более раза выше. Земля, солнце и климат ведь одинаковые. Должна применяться наука, в корне измениться аграрная политика. За счет этого мы сможем нарастить урожайность, и, соответственно, экспорт», - отметил эксперт.
 
«Должна быть платформа, где экспортер в один клик мог бы выбрать вагон, сделать заказ наперед. Думаю, в Казахстане пора реализовать такой стартап», - подытожил Канат Кобесов.
 
 
Татьяна Злая

Копирование материала возможно только с активной ссылкой на https://apk-news.kz/

Добавить комментарий

Отправить комментарий
Комментарии
Өтірік жала жауып, қамады. Бостандық беріңдер бұл кісіге
Алмасбек нағыз премьер министр болатын кісі
Все правильно говорит депутат. Молодец, что поднимает все это на поверхность. Так держать
Завод на 120 тысяч тонн в год за 150 млн рублей? - Папа, такие заводы существуют? - Нет, сынок, это - фантастика.
Да когда же у нас начнутся реальные изменения в ветеринарии?В недавнем отчёте министр сельского хозяйства радужно описал состояние ветеринарии. Все у нас хорошо и благополучно.
Какие именно органические продукции, кроме чечевицы не называли ничего! Что за статья с безымянными данными
«АПК Новости» - свежие новости и события, полезные статьи и аналитика агропромышленного комплекса Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья.