Китай возвращает составы с казахстанским зерном из-за снижения качества во время пути

Создавать на основе неклассного проросшего зерна фуражный фонд не в коем случае нельзя. Его невозможно хранить на элеваторах долговременно. Об этом заявили ученые и опытные аграрии зерносеющих регионов. Уже сейчас покупатели, в том числе зарубежные, отказываются принимать неклассное зерно по причине снижения его качества в пути. Его нужно срочно начать перерабатывать, считают аграрии. Если сейчас не решить эту проблему, новый урожай, который, кстати, обещает быть хорошим, просто некуда будет девать, сообщает агентство «АПК Новости».
 
Вопрос о том, куда девать такой большой объем неклассного зерна, производители задают уже на протяжении нескольких месяцев. За это время ученые, власти и эксперты выразили много точек зрения. Независимый директор Продкорпорации, глава Союза полеводов Виктор Асланов предложил образовать из этого зерна фуражный фонд. Подобную точку зрения высказал представитель Мясного союза, экс-глава МСХ Асылжан Мамытбеков. Ученые говорят, что на семена пускать проросшее зерно нельзя, на корм скоту отдавать опасно, использовать на биоэтанол дорого. Единственный выход - в небольших соотношениях подсортировывать к здоровому. И на этом, пожалуй, всё. Мукомолы, в свою очередь заявляют, что употреблять в пищу продукцию, изготовленную из проросшей пшеницы, опасно для жизни.
 
«Хранить зерно товарное – это одно дело, а хранить зерно проросшее и неклассное – это две разных темы. Во-первых, по влажности неклассное зерно нужно было сушить до 13% и ниже, а товарное – 14%. Иначе в неклассном зерне образуются микотоксины, солодовый запах и так далее. Неклассное проросшее зерно при влажности 14% и выше, находящееся в силосе емкостью более 2000 тонн – это «взрывоопасный» продукт, его нужно сразу перерабатывать в гранулы, комбикорм или кормовую муку. Мощностей для этих переработок в больших объёмах не хватает. Существующие мельницы могут это делать, но им надо переоборудоваться», - сообщил агентству «АПК Новости» директор ТОО "Мелитопольское" Эдуард Двуреченский.
 
Фуражный фонд из проросшего зерна
 
«Что означает, давайте создадим фонд фуражного проросшего зерна? Вы собрались хранить его на элеваторе 2 или 3 года? Его нельзя хранить. Предложение о том, что скоту или птице нужно давать на корм это зерно – это глупость. Кормить скот им нельзя, он будет болеть. Никто не делает так. Ни одна птицефабрика проросшее зерно не покупает. Поэтому оно и зависло «мертвым» грузом и цены упали до 35 тыс. тенге. Сейчас какая-то реализация идет, но она очень небольшая, вялыми темпами. Создание фуражного фонда, считаю, - это просто самоубийство. Мы просто закопаем деньги. Если государство выделит средства на этот фуражный фонд – это будет ошибкой. Фуражное зерно не должно быть проросшим», - сказал Эдуард Двуреченский.
 
К тому же хранить его просто будет негде, весной элеваторы нужно будет освобождать.
 
«Элеваторы нужно разгрузить к лету от этого неклассного зерна, потом их нужно подготовить, обработать, а не создавать фонд фуражного зерна. Новый урожай обещает быть очень хорошим в плане урожайности. Потому  что произошла хорошая осеняя влагозарядка. Поэтому сейчас неклассное зерно нужно перерабатывать в кормовую муку или гранулы. При таких обработках все эти микотоксины убираются. А к весне оно будет реально токсичным», - считает фермер.  
 
Есть ли в стране возможность наладить переработку, и, причем, сделать это быстро?
 
«Возможности переработки у нас практически нет. Например, комбикормовый завод в Костанае простаивает. Они не работают, потому что им не хватает денег, у них нет спроса. Спрос не создан. Некоторые мукомолы в частном порядке как-то решают эти вопросы. Если бы мукомолы переоборудовали часть мощностей для производства кормовой муки - это был бы весомый вклад в решение проблемы. Многие мельницы закрыты, они могли бы начать работу. Многие работают не в полную силу. Им нужны средства для переоборудования под производство кормовой муки,  стабильные заказы на этот продукт. Кормовая мука (состав 80% пшеницы, 20% ячменя) стоит 210 $/тонна с НДС на вагоне на станции Костанай. Рефакция при производстве незначительная - не более 1,5%, потерь объёма при производстве нет», - сообщил наш собеседник.
 
Качество все ниже
 
Еще одни вопрос, на который указал эксперт и который тоже является очень острым – зерно со временем портится.
 
«Представьте элеватор на 5 тыс. тонн. Разные хозяйства завозили зерно с разной влажностью, а влажность была от 16 до 25% и выше. Как можно гарантировать, что в банке элеватора лежит зерно одной и той же влажности, тем более 13% и ниже? На одном элеваторе открыли силос для отгрузки, осенью зерно сушили до 14%, а оказалось, что там зерно влажностью от 14% до 15%.  Также упало ЧП - со 140 до 90. А там, где было 90, стало 60», - пояснил собеседник агентства.
 
По его словам, в сильно затруднительном положении оказались производители, которые отгружали 4 класс.
 
«Они отгрузили недоработанный 4 класс в вагонах, а когда оно дошло до потребителя, это уже стал 5 класс. И за время пути образовался солодовый запах. Зерно вернули. Также два состава из-за фитотоксинов вернули с китайской границы», - сказал Э.Двуреченский.
 
Реальные предложения
 
Существует определенная технологическая цепочка, что нужно делать с неклассным зерном. Это было придумано еще в Советском Союзе. Об этом начали говорить еще в сентябре, «на носу» январь, но так ничего сделано не было.
 
«Во время уборки нас интересовало следующее - что делать с таким зерном, как хранить и куда реализовать? Ясно, что рынка для такого большого объема фуражного, тем более, проросшего, зерна, просто нет. Ни КТЖ не выдержит, никакой покупатель не выдержит. Нужно разработать программу, согласно которой Продкорпорация купит этот объем зерна, загрузит работой мельницы и комбикормовые заводы, которые его переработают в гранулы или комбикорм. Муку и гранулы можно долго хранить. Спрос со стороны Китая неограничен. Нужно только эту продукцию доставить туда. Её легко транспортировать и ничего с ней не будет», - считает Эдуард Двуреченский.
 
Причем, активно действовать, по его мнению, нужно уже сейчас. На элеваторах банки сильно нагреваются от солнца, потом ночью охлаждаются, там образуется конденсат, он создает проблемы этому зерну.
 
«В Китае есть хороший спрос и на кормовую муку, и на гранулы. Они очень плотно этим занимаются. Но это небольшие поставки, так как у нас нет массового производства. Они не решат проблему объема 6 млн тонн прямо сейчас. Посевная начнется через 4 месяца. Ещё через 3 месяца будет поступать новый урожай. Представьте, какая будет глупость: я хочу привезти зерно нового урожая, а мне скажут, извини, у нас тут хранится проросшее, мы его хотим хранить 2-3 года. Этого зерна к июню не должно быть на элеваторах 100%. По идее, ни на одном элеваторе не должно быть его уже к марту, когда потеплеет. Тем более на складах предприятий, на которых оно портится, потому что они тоже не смогли довести до влажности 12%, а только до 14-15%. Изначально это зерно перерабатывалось как простое товарное зерно до влажности 14%, потому что у нас вся инфраструктура была такой, мы не рассчитывали на такую пшеницу. Это первый случай за всю историю наблюдений», - сказал наш собеседник.
 
Если сейчас не решить эту проблему, фермерам просто некуда будет везти качественный урожай 2024 года.
 
«Должна быть госпрограмма, которая объединит усилия многих - фермеров, работников элеваторов, мукомолов, логистов. Считаем, что сейчас нужно прокредитовать мельницы, поставить там оборудование для производства кормовой муки. И это пошло бы большим потоком. В выигрыше были бы все», - подытожил Эдуард Двуреченский.
 

Добавить комментарий

Отправить комментарий
30.12.2023
Ну если нельзя на корм скоту, делайте спирт. Всегда пригодится.
Борисов Андрей
29.12.2023
Это зерно наверное лучше переделать в брикеты для топки печек или в озимые!
28.12.2023
Лучше колбасы ешьте
toktasyn
28.12.2023
А зачем отправляли зерно в Китай, зная, что он дулю покажет? Привлечь к ответственности инициаторов проекта!
Kin
28.12.2023
Сколько лет живём в СССР всегда знали что с этим делать. Зачем сейчас голову ломать как будто первый раз???
Shuravi87
28.12.2023
Не удивлюсь если комментарий не пропустят,американские двойные стандарты????????????????????????????????
Shuravi87
28.12.2023
В Казахстане такого не будет,изначально деньги выделяют на те ппроэкты,с которых можно украсть, а проблемы производителей и аграриев не тревожат никого.Купили в России зерно перепродали и довольны,разница на кармане.Страна купи продай.КУНАЕВА у власти нехватки.Вечная ему память????????????????????????????
28.12.2023
А то что они нас травят своей так называемой продукцией...ничего так нормально
Савет
28.12.2023
Государство пусть делают спирт,корма,сушит по новой до 12% на элеваторе и возвращает ограриям пшеницу. Или ставят цену 20-25 тысяч тенге на пшеницу не годную на приготовление муки продовольственной. Ограрии все больше 6 лет пробовали пшеницу за 60 000 тенге. И все они зажиточно живут. Никаких субсидий ни помощи не должно быть. Один год для Казахстана можно потерпеть. Продать джипы,дома купленные за границей.
Савет
28.12.2023
Коровой мукой мельницы кормят свой народ Казахстана. А где три миллиона запаса пшеницы Неприкосновенного запаса на случай голода,холода,войны. Один миллион пшеницы хватит прокормить народ Казахстана вместе со скотом. В запасе ещё должно лежать два миллиона пшеницы урожай прошлого года.
28.12.2023
Делайте спирт,он не портится и хронится хорошо ,( но не доло)
28.12.2023
Произвести солод, а из него спирт. Спирт из зерна сегодня ценится.
28.12.2023
Что заелись желторотики
27.12.2023
Глупое решение прокредитовать мельницы. Денежные средства уйдут на другие цели.Мука из поросшей пшеницы храниться также с ухудшением качества .На спирт
Номан
27.12.2023
Хотели подороже продат им а не нам!
Валентин
27.12.2023
Элеватор никогда не положит зерно в одну бочку с таким большим разбегом по влажности 16-25, группируют однородное по качеству
Жапаркул
27.12.2023
Когда продовали зерно за рубеж им ни кто не нужен был. Когда у них проблема создалась вспомнили государстао. Хитрые оказались господа фермеры
27.12.2023
Уважаемый гос. Двуреченский, если вы специалист зерновик-технолог должны понять что это мёртвый отход! Это зерно не годится ни на что! Ни один хозяин элеватора не возмет на хранение такое зерно! Единственный выход отдать норвежцам на корм рыб! Взамен взять рыбой! И всё!
27.12.2023
Вся беда ч о везде менеджеры, а нужны грамотные управленцы
Аманжол
27.12.2023
Специалисты по зерна у нас конечно юристы и финансисты. Они все знает
27.12.2023
А специалисты по зерну унас это юристы и экономист- финансист
Султан
27.12.2023
Бездарное правительство бездарно во всём!! Мало того, что зерно на хлеб закупаем в РФ, сахар там же берём... И с другой темы, правительство идёт на поводу у РФ по строительству АЭС. Причина ясна: срубить миллиарды по карманам, а там - плевать, что произойдет, да ещё и в очередной позиции закрепить зависимость энергетики и экономики КЗ от РФ.
27.12.2023
Здрасьте, началось то картошка, то зерно..Ты смотри, люди в проголодь живут. А у них все гниет тоннами
Айбек
27.12.2023
Отличная статья.полность согласен с Эдуардом. Правительство срочно надо решать. Предложенный вариант считаю самым оптимальным. Он даст большой и самое главное долгосрочный эффект. Поскольку экспортные рынки для зерна ограничены нужно создать целый кластер кормовой переработки.
27.12.2023
Удивительно читать об этом. Чувствуешь себя причастным к идиотизму..
27.12.2023
Нужно отдать сейчас это зерно на корм скоту , пока окончательно не испортилось .
27.12.2023
Браво! Хоть один умный человек высказался
Е.Султанмурат
27.12.2023
Эдик правильно говорит.
27.12.2023
В Темиртау ,какая мельница простаивает.Элеватор в рабочем состоянии.А вот комбикормовый завод похертли
27.12.2023
Ашрокорпорации под суд!!!
27.12.2023
Я полность согласен с научными заключениями учённых, но есть одно "НО". Значит неклассным зерном скатину кормить нельзя, а различными бытовымы остатками и картонной бумагой можно? Это народ делает от безвыходности, что бы как то прокормить скатину до благоприятного сезона. Пусть ученные, экспорты или еще кто там проанализируют фактическую ситуацию происходящее на западе и на юге страны, пусть обратать внимание на качество корма которое в продаже и на цену.
Галымжан
27.12.2023
Кайткан.малда Береке бар
Айдар
27.12.2023
Министерство надо на мыло пустить, вообще с головой не дружат. Для чего такие министры, не умеющие и не желающие работать
27.12.2023
Продайте по 35 населению. Скот кормить нечем.
адам адамов
27.12.2023
Поставьте Двуреченского министром С/Х и не мешайте работать,для качественного исполнения своих функциональных обязанностей не важна национальная принадлежность. Важно компетентен ли человек в порученном ему деле,казахская ментальность кумовства,клановости уже дала дружные всходы негатива для государственного строя.
Тасым
27.12.2023
Как мало таких людей которые сердцем переживают за эту ситуацию
26.12.2023
Свои граждане из за дороговизны не могут покупать зерно
Комментарии
В развитых странах, наверное заключают договора, и те кто их не исполняет, платит громадные неустойки. У нас предприниматели жалуются, только никто их не пожалеет. Большой бизнес думаю надо вести жёстче, чтобы вас не кидали.
Это мнение банковского сектора,оно не совсем объективно. Государственная поддержка существует во всех странах, в том числе и в России.Самое большое влияние это санкции для российского зерна. Поэтому и такое давление на рынки занимаемые Казахстаном.
Такое приходит в голову лишённых ума представителям сельскохозяйственной науки, кто не петрит в педигри, родословной лошади, кто за свою жизнь не имел понятия о формировании заводских линий и маточных семейств, и кто лишён элементарной этики ученого, академической порядочности. Как, после них, в дальнейшем можно будет составлять Государственную племенную книгу адайской лошади?! Ведь совершенства и полноценного потомства в спортивном коневодстве, можно добиться методом отбора и подбора на уровне кроссов заводских линии. А здесь, ради мимолетной славы, якобы исполнения задания руководства, создали семейство алматинских ученых в купе с квартетом местного олигархата, во главе с Ногаевым и директором швейной фабрики Дарменова Ж.Т., в его лице одновременно руководителем Ассоциации "Адай", весьма далёкого от коневодства. Высшая форма аферы прошла именно в коневодстве, где за подделку родословной племенной лошади раньше, лишали свободы на десятки лет. Преступление должно быть наказано. Можно спросить у членов Государственной Комиссии МСХ РК, Департамента по правам интеллектуальной собственности МинЮста РК, наконец у Судьи межрайонного Суда города Астаны, Суда первой инстанции г. Жана-Узень, которых информировал и подавал на апелляцию как потерпевший по правам интеллектуальной собственности, я Нурушев Мурат Жусыпбекович. Именно на основе 20 летних селекционно-технологических исследований была защищено диссертация доктора биологических наук в ОГАУ г. Оренбург. В авторах числятся псевдоученые из РФ и РК, кто и не видел в живую этих лошадей. Самое обидное, это происходит на моих глазах, кто написал первую капитальный монографию, об эволюции, современном состоянии и перспективе разведения. Именно она пубудило руководство страны, к ускорению признания. Адресована была книга, ещё в канун январьских событии 2-го января 2022 года. Судьям были предоставлены все доказательства около 100 научных работ (статьи, монографии, учебные пособия на казахском и русском языках. Думаю, что справедливость восторжествует. Мы живём в правовом государстве! Что касается главной биологической особенности этих лошадей о котором не знают многие, это то, что адайская лошадь - единственная в мире лошадь, которая может выжить на ксерофитной сильно засоленной растительности, потребляя горько сольеную воду. Соответственно, в перспективе, когда размеры этих площадей растёт в геометрической прогрессии, стоимость адайской лошади достигнет самых высоких пределов в твёрдой валюте. С уважением, к тем людям кто дочитал мои мысли до конца, академик РАЕН, автор мангыстауского внутрипородного типа адайской породы, д.б.н.РФ и РК Мурат Нурушев
Таких цен у нас в Караганде нет,-22 тыс.тенге на все позиции
Проблемы ветеринарии РК "перезрели"сенаторы правы,что надо принимать решения на государственном уровне, но унификация госуправления путем объединения названных структур ,фитосанитарию,СЭС,ветеринарию,будет иметь предсказуемый обратный эффект , такое уже не раз было в других госорганах и главное ещё больше загрузит саму ветеринарию удаляя от главного назначения профилактики и лечения животных охраняя человека. Яркий пример ,уничтожение одной из фундаментальных наук и профессию зоотехнию перегрузив её функции на ветеренарию.
Наша казахстанская логистика сведет на нет все преимущества от низкой цены ((((
Как все печально.... Даже не в состоянии содержать собственный племенной центр- основу основ продовольственной безопасности страны!
астык-транс стал заниматься давно трейдингом через тоо комек бидай
Откуда 25 млн тонн, если в 2023 году Казахстан экспортировал всего 7-8 млн тонн. Растём?))
«АПК Новости» - свежие новости и события, полезные статьи и аналитика агропромышленного комплекса Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья.