Производители хлеба массово отказываются от «социалки»

В текущем году в Костанайской области проблем с обеспечением населения хлебом проблем не возникнет, цена на социальный хлеб будет удерживаться. Об этом в минувшую субботу на встрече с Вице-премьером Сериком Жумангариным заявил аким области Архимед Мухамбетов. Однако производители хлеба говорят, что работают в убыток и отказываются брать «социалку», сообщает агентство «АПК Новости».
 
По информации главы региона, в текущем году аграрии Костанайской области собрали богатый урожай – более 5 млн тонн зерна при урожайности 12,6 цга.
 
«Поэтому проблем с обеспечением населения хлебом не возникнет. То есть цену на хлеб 1 сорта мы будем удерживать», - отметил аким.
 
Иными словами, А.Мухамбетов заручился держать стоимость социального хлеба на уровне сегодняшнего дня – 90 тенге за булку.
 
Каким образом глава области попытается это сделать, если выпекать социальный хлеб не хочет практически ни одно предприятие Костаная. По словам хлебопёков, реальная стоимость хлеба из муки 1 сорта составляет порядка 200 тенге за булку.
 
Предприниматели говорят, что выпечка социального хлеба не приносит им дохода. Между тем, государство обязано обеспечивать население хлебом. А получается так, что все проблемы опять ложатся на производителя.
 
Чтобы выпекать социальный хлеб и затем продавать его по 90 тенге, предпринимателям выделяют муку из стабфонда по цене ниже рыночной. В августе ее цена была 100 тенге за кг. Однако, по словам производителей, чтобы покрыть затраты, мука должна стоить 30 тенге. При всех остальных раскладах производство уходит в минус.
 
«Бюджетом города не предусмотрена статья расходов по возмещению убытков при выпечке хлеба – так мне отвечали в акимате Костаная в начале года. Они просто дают нам муку, но по факту положение это не спасает. В августе мы еще пекли социальный хлеб. Чисто продуктами и упаковкой на одну булку уходило 96 тенге, то есть в 90 мы уже не укладываемся. Идем дальше. Рассчитываем себестоимость: фонд оплаты труда у нас составляет 108 тенге с одной булки. Как мы получаем эту цифру? Она складывается из зарплаты по всему заводу. У меня работает 80 человек, зарплатный фонд – 12 млн тенге. Эту сумму мы делим на количество выпущенной продукции, на 1000 штук булок в день, и получаем эти 108 тенге. Сюда же входят дополнительные затраты: ремонт оборудования, коммуналка. В итоге себестоимость булки на выходе из завода – 125 тенге. Но предприятие ведь должно существовать, а без торговой надбавки это невозможно! Это стандартная рентабельность, которая закладывается у любого производителя – минимум 20%. У нас так. Получаем в результате еще большую цену на выходе – 150 тенге. Вот реальная стоимость социальной булки», - передает слова хлебопека Сергея Юрченко газета «Наш Костанай».
 
Предприниматели говорят, что дальше работать в убыток невозможно.
Даже если откинуть наценку, стоимость производства социального хлеба на 35 тенге превышала ее отпускную цену. Таких булок в сутки предприятие выпускало 1500 штук, в месяц – 45 тысяч. Итого убыток за месяц – 1 млн 575 тысяч тенге.
 
«Я думаю, что калькуляция у всех пекарен примерно такая же, разница лишь в фонде оплаты труда. У некоторых предприятий штат меньше – по 30 человек, это сказывается на цене хлеба. На нее влияет и стоимость муки, она берет на себя 30-40% веса. Например, до нового года мука первого сорта стоила 135-140 тенге, сейчас – 215-217 тенге. Остальные компоненты – дрожжи, масло, соль – подорожали незначительно, максимум на 10%», - сказал Юрченко.
 
Таким образом, без дополнительных дотаций ни одному предприятию не выгодно выпекать социальный хлеб, можно только «выжить», если брать незначительные объемы.
 
«Мы два года выпекаем социальный хлеб, прибыли с этого никакой, а расходы только растут. Большие объемы мы брать не можем. У нас электроэнергия по 700-800 тысяч в месяц выходит, и эти затраты нам никто не покрывает», - рассказала предприниматель из Костаная Капиза Малкенова.

Государству следует покрывать разницу между фактической стоимостью социального хлеба и магической ценой в 90 тенге, говорят предприниматели. Иначе социальный хлеб в Костанае вовсе перестанут выпекать.
 

Добавить комментарий

Отправить комментарий
Комментарии
Сколько ещё будет продолжаться принятие таких нацпрограм по селу? Сколько их уже было,а результаты ноль, кроме воровства. Надо определиться по глубинным процессам аула.
Как можно связаться с автором статьй? Пока будут карту разрабатывать как раз 2-3 года пройдет. Не стоит всех под одну гребенку зачесывать. Какие породы овец и КРС на грани изчезновения? Например Казахская белоголовая порода КРС увеличела свое погловье с 75 тыс. в 2010 до 350 тыс. в 2020 (в 1991 г. было 1.5 млн. голов.), по другой местной породе КРС ситуация тоже только положительная. Только в 2022 г. приняли поправки к Закону РК "О племенном животноводстве" все депутаты были вкурсе. Почему тогда свои предложения не вносили и не требовали?
Жаңа құрылған ұйымдарға ақ жол тілеймін.
Наш уважаемый академик решил прибрать окончательно все к руками :)) не он ли доказывал что нужна казагроинновация, единнннный оператор в науке. И теже слова inta- printable, шпинта....он уже не помещается на двух креслах, решил третьем кресло под себя прибрать...
Не выезжать надо, посмотреть, а работать надо. Контролировать, помогать, организовывать. Чё смотреть там, только мешают сто за двести. И площади смешные, по любому обратают там, где замазались
Уважаемая Татьяна Злая! Пожалуйста, конкретизируйте цифры, касающие сельского хозяйства, с указанием выделенных средств для науки, занимающиеся селекцией в животноводстве!
Казахстан потеряет всех клиентов на зерно н
Какую чушь вы несете! В казахстане в прошлом году был неурожай, большая часть сгорела. А то что осталось проросло в колосе. Соответственно качественного зерна просто нет! Элеваторы забиты зерном 4-5 класса. В этом причина, и в жаднлсти и ненасытности чиновников вводящих запреты! Еще муку запретить и здравствуй хлеб по 400-500 тенге! Хотя конечно наше правительство такие мелочи не волнуют.
«АПК Новости» - свежие новости и события, полезные статьи и аналитика агропромышленного комплекса Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья.