Как одно село сможет заработать 50 млн тенге в год?

Личные подсобные хозяйства смогут платить порядка 200 млрд тенге в год в качестве налогов. Это в 2,5 раза больше, чем все крестьянские хозяйства и крупные агрохолдинги, уплачивающие на данное время в бюджет 80 млрд тенге. Экономист-эксперт в сельском хозяйстве предлагает зачислять эти деньги в бюджеты сельских акимов. Причем именно в бюджет акима того села, от жителей которого поступил налог. Сделать это возможно, если в стране ввести кооперацию, сообщает агентство «АПК Новости».
 
Данную идею высказал доктор экономических наук, член партии «Ауыл» Толеутай Рахимбеков. По его словам, основой успешного развития села и сельского хозяйства в Казахстане должны стать сервисно-потребительские кооперативы. Причем не только личных подсобных хозяйств, но и мелких, средних, крупных крестьянских хозяйств, а также всех сельхозпроизводственных юридических лиц.
 
Именно через стимулирование кооперации можно решить проблемы села, считает Рахимбеков.
 
Бюджеты сельских акимов являются острой проблемой в нашей стране. С 2015 года власти ведут разговор о бюджетах четвёртого уровня, то есть о бюджетах сельских акимов.
 
«Тогда предполагалось, что они будут формироваться за счёт отчислений из районных бюджетов. Но из этого ничего не вышло, поскольку бюджеты практически всех сельских районов сами сидят на дотациях из областных бюджетов», - рассказал Рахимбеков.
 
Позднее, примерно в 2019 или в 2020 году, решили перечислять в бюджеты акимов сел земельный налог и некоторые виды сборов, например, плату за воду.
 
«Я тогда посчитал, какой станет сумма поступлений от них в сельские бюджеты. Самый «жирный» среди вышеперечисленных - это земельный налог. Он уплачивается фермерами в размере 0,1% от кадастровой стоимости земли. В постоянном землепользовании у аграриев находится около 100 млн га. Возьмём среднюю по стране кадастровую стоимость в 50 тыс тенге/1 га. Сразу скажу, что это очень завышенная цифра: примерно 50 тыс тенге/1га стоит пашня в Акмолинской области, но не будем забывать, что 80 млн га - это пастбища, которые имеют намного меньшую стоимость. Умножаем 50 тенге на 100 млн га и получаем около 5 млрд тенге в год земельного налога в целом по Казахстану. Делим эти 5 млрд тенге на 2 200 сельских, поселковых округов и получаем менее 2,3 млн тенге в бюджет одного сельского акима. Прибавим плату за воду и за кое-что другое и, в результате, получаем, что размер бюджета одного сельского акима может составлять около 2,5-3 млн тенге в год», - разъяснил эксперт.
 
Что можно сделать на такую сумму в одном селе?  Согласитесь, развернуться негде.
 
Эксперт считает, что сельская кооперация ЛПХ (не считая кооперации КХ и юридических лиц) может решить эти проблемы.
 
По состоянию на 1 января 2022 года в стране 1 млн 620 тыс. 574 ЛПХ. Доход одного ЛПХ от сдачи сельхозпродукции по самым скромным подсчетам может составлять 100 тыс. тенге в месяц. Это выручка от сдачи молока от 3 коров: по 10 кг молока от каждой в день, получается 900 кг в месяц, при сдаче через кооператив цена может составить 100-120 тенге/кг.
 
Налоговым законодательством предусмотрен налог у источника выплат по ставке 10% от выручки. То есть 1 ЛПХ платит этот налог в размере 10 тыс. тенге в месяц. Умножаем их на 1,62 млн ЛПХ и на 12 месяцев и получаем сумму налога около 200 млрд тенге в год.
 
«И это по самым скромным подсчетам! А эта сумма может вырасти в разы, если государство разработает действенные механизмы поддержки кооперации. Кстати, все сельское хозяйство страны, включая все КХ, юрлица, включая все крупные агрохолдинги, уплачивает в бюджет всех налогов в сумме 80 млрд тенге, то есть ЛПХ могут платить налогов в 2,5 раза больше!» - отметил Рахимбеков.
 
Одну половину от 200 млрд тенге налогов от ЛПХ или 100 млрд тенге он предлагает зачислять в бюджеты сельских акимов, причём зачислять именно в бюджет акима того села, от жителей которого и поступил налог. А это получается в среднем почти по 50 млн тенге на один сельский бюджет. Или в 15-20 раз больше, чем сегодня.
 
«На такие деньги можно оборудовать спортивную площадку, отремонтировать уличное освещение, построить спортзал, организовать благоустройство этого села и так далее. Кроме того, это даст ещё два весомых плюса. С одной стороны, это будет осязаемый, просчитываемый индикатор эффективности работы акима села: если в его бюджет поступают налоги от ЛПХ и если эти поступления растут из года в год, то значит этот аким работает. И, наоборот, если поступления налогов минимальные, то значит аким бездельник и надо его гнать в шею», - считает Толеутай Рахимбеков.
 
Вторая половина налога у источника выплат, а это 100 млрд тенге, можно было бы зачислять на именные лицевые счета сельчан - владельцев ЛПХ - членов кооператива в пропорции: в ЕНПФ - 60 млрд тенге, в ГФСС - 20 млрд тенге, в ФСМС - 20 млрд тенге.
 
То есть, сельчане своим трудом смогут зарабатывать себе средства в социальных фондах. Чего не делается сейчас.
 

Добавить комментарий

Отправить комментарий
Курметти Алтаева
30.11.2022
откуда эти красивые цифры, где реалии и где вы?
Комментарии
Кредиты Нада давать людям для размножение овец если будут финансировать помашь какаята будет и кредиты должны выгадны для народа а не кредиторам
Доброе время суток! А имеются у вас разработки по вышелачивание тяжёлых радионуклидов из почв.
Молодцы ,в ногу со временем надежная сх техника -залог успеха !
Вот добились нам только ленивый недоказывал ,что надо ставить заводы по глубокой переработке либо мы каждым годом мечемся как продать наше зерно аж качество уронили. Непродали тогда на переработку продаём больше наименовании с добавленной стоимостью. Ай Казахи сколько можно об оскомину биться , узбеки вынуждены ставить эти заводы.
Пока сделают разработки, проекты, программы, пока согласуют со всеми инстанциями, заседать по 100 раз, все нормальные ученые уйдут с науки! Давно надо было всё решить и дать ученым своевременное финансирование, а у нас всё ещё говорят и говорят только!
Почему молчит Министр науки и высшего образования? Уверена, что данная затея ему не нравится, ведь он понимает что мы с этой демогогией ко дну пойдем. Больше года прошло как Академия наук работает. До сих пор заседают, құрылтаи проводят. Предлагают советы создавать. Зачем? Бесплатно никто плодотворно не будет работать. Акимов предлагают напрячь. У них итак работы выше крыши. Эти академики сами публикуются сейчас в рейтинговых журналах? Надо искать другие подходы. Аймағамбетов сделал для подготовки научных кадров больше чем эти академики. Благодаря ему мы имели доступ к базам публикаций, читая эти публикаций по своей теме, мы знакомились с научным заделом мировым, и дальше развивали тему, использовали и совершенствовали современные методики и программы. Теперь эти академики будут топить за остановку финансирования подписки к бд. А еще они снимут требования к публикациям в реферируемых журналах. Вместо этого будет бла бла бла как раньше в наших журналах. И чтобы публиковаться в этих журналах будет длинная очередь, которая никогда не кончится, только приближенные акалемиков или они сами будут публиковаться. Хотя если включить в соавторство их приближенных, можно будет. Короче коррупция и там будет. А докторантов станет больше. Не надо в рецензируемых журналах публиковаться же. Ради степендии многие захотят ходить на учебу чем преподавать. Закончат, и будут пррдоожать публиковать свои посредственные статьи в сборниках конференции, или проситься в соавторство в статью коксон
Почему же не обеспечились сырьем? Почему не заинтересовали местных фермеров в поставках кукурузы? Почему не договорились с алматинскими и жетысускими фермерами, когда те не могли сбыть свою кукурузу и она гнилая?
Прежде чем делать такие высказывания, проверьте свои слова на соответствие действительности. Откуда у вас такие сведения, что все незащищенные не защитились лишь потому, что у них нет статьи? Таких единицы. В основном незащищенные не имеют самой диссертации, готовой к защите диссертации. И ищут причины своей неудачи. И находят защитников. Сделайте простой анализ, только с документальной проверкой: сколько докторантов имеют полностью готовую диссертацию, и сколько из них не имеют статьи в рецензируемом журнале. И, уверен, вы будете удивлены. Я буду очень рад и тогда буду вас поддерживать, если вы меня опровергнете проверенными фактами. Пока, все, что написано в статье, личное мнение человека, неподкрепленное фактами. Если диссертация готова, значит для статьи есть материал, и написать ее не составит большого труда. Если диссертации нет, то да, это проблема! Можно создать при министерстве департамент по защите диссертаций без рецензируемых статей: готова диссертация - иди защищай ее. Но признан будешь только после публикации статьи. Перевести претендента, в случае успешной защиты, в режим ожидания. А то недавно те же депутаты хвалили нашу систему защиты диссертаций за наличие рецензируемых статей. Уж определитесь, какой вариант лоббировать. https://youtu.be/OxkewhKqOTo?si=18qgvnYzQvAgCOKm
Я закончила докторантуру и успешно защитилась, проблема не в этом, а в том что докторанты поступают ради стипендии, и потом у них нет стимула для защиты, кто-то идет даже не по своему направлению. Журналов в базе Scopus просто огромно и выбор есть, нет желания работать просто!
К этому надо добавить проблему публикаций с результатами фундаментальных исследований. В особенности, если они имеют отношение к оборонке, космосу и т.п. а зачем тем же англичанам их публиковать? Материал статьи получен, новые идеи и результаты зафиксированы, их уже можно использовать и самим англичанам. И все бесплатно, на блюдичке! А наши молодые защитится не могут, а старшие профессора доктора наук не могут получить грант.
К этому надо добавить, что иностранные журналы не заинтересованы в публикации фундаментальных исследований, связанных с оборонкой и космосом ит.п.; а зачем? Материал в виде статьи они получили, идеи новые зафиксировали, ну и зачем им признавать авторское право не “своих” ученых. Вот и откланяют публикацию, а следствием является наш застой в защитах молодых и в получении грантов опытных профессоров.
«АПК Новости» - свежие новости и события, полезные статьи и аналитика агропромышленного комплекса Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья.