У агробизнеса есть шанс получить деньги в капитал, они будут «длинными», но не «дешевыми» – инвестор Адиль Нургожин

Разговоры о том, что фермерам нужны дешевые и доступные деньги ведутся в Казахстане десятилетиями. Еще в 2013 году Асылжан Мамытбеков, будучи министром сельского хозяйства, говорил о такой потребности. С тех пор кредиты дешевыми не стали, а вот попытка сделать деньги «длинными» была, но не увенчалась успехом. Инвесторы говорят, что сейчас шанс получить деньги в капитал у агробизнеса есть, однако это будут «длинные», но никак не «дешевые» деньги. При этом, рассчитывать на них могут те сельхозпредприятия, которые в своем деле применяют новые технологии, передают «АПК Новости».
 
Инструмент «прямые инвестиции» фермерам Казахстана довольно интересен. Казахстанский инвестор Адиль Нургожин рассказал в интервью «Голосу народа» о том, что шансы на такой инструмент у агробизнеса есть.
 
«В фермеров деньги никто вкладывать не будет по прямой. Они маленькие слишком, там выхлопа не будет. К примеру, если ты занимаешься, грубо говоря, животноводством, то тебе точно нужно контролировать несколько факторов – вода, кормовые, производство, на выходе потом убойные цеха, откорм, пока ты всю эту цепочку не контролируешь, на каждой цепочке не зарабатываешь свою добавленную стоимость по 10%, это не выгодно. Поэтому у нас из сельхозников, которые нам подходят – производители курицы. Они это научились делать, это конкурентный хороший рынок, у нас несколько хороший игроков, в Алматинской области три, в Жамбыле, в Шымкенте, по-моему, на Западе тоже есть. Вот там фишка в чем? Ты контролируешь корма, производство яйца, поголовье родителей, стада, сами птичники – ты эту всю вертикаль должен контролировать, тогда ты зарабатываешь деньги. Такие большие предприятия с глубокой переработкой – они становятся интересными для прямых инвестиций в долю. Например, Макинская птицефабрика была построена в том числе с участием прямого инвестиционного капитала – Казына Капитал Менеджмент там является акционером через своих один их фондов, кто-то еще там сидит, частный фонд еще сидит. На второй этап они привлекли деньги уже от Банка развития Казахстана – долговые, чтобы дальше расширяться», - сказал он.
 
Кроме этого, внимание инвесторов привлекают проекты, в которых объединены усилия сразу нескольких специалистов из разных сфер деятельности – к примеру, агроном, it-специалист, логист.
 
«Есть такие ребята, которые делают маркетплейс для юга Казахстана, который соединяет всех фермеров с их продукцией, логистов – с их услугами, и со складами по хранению, и с рынком на том конце, например, города Алматы. У них «напиленная апка» (app – прим.ред), команда работает, чуваки с поля, они - городские алматинцы, один из которых по образованию агроном, который поработал на поле. Один, который «пилит», другой – логист в бизнесе. Комбинация трех фаундеров, позволила три экспертизы в одном объединить, и они пытаются хакнуть эту систему», - рассказал об одном из перспективных проектов Нургожин.
 
Этот проект может помочь фермерам продавать свою продукцию напрямую торговым сетям, минуя перекупщиков. Вместе с тем, спикер отметил, что посредники выполняют большой пласт работы, о котором фермерам можно вовсе не думать, а заниматься только лишь выращиванием своей продукции.
 
«Кто-то должен это консолидировать, кто-то должен это фондировать, кто-то доставлять. Эту работу делает дистрибьютор. И это нормальная структура на рынке, она нигде не отличается. Фермерам для того, чтобы свою переговорную позицию улучшать, нужно объединяться, укрупняться, и когда у тебя много товара и есть «переговорка», более менее грамотные люди, денег чуть побольше появляется, ты начинаешь торговаться», - уточнил он.
 
В сельском хозяйстве, как уверен Адиль Нургожин, размер имеет значение. Чем больше вы произведете, тем больше у вас возможности не на маржинальности заработать, а на объемах.
 
Применение агротехнологий позволяет поставить на поток сразу несколько задач: сделать процесс прозрачным, собирать данные и анализировать их.
 
Инвестор привел в пример проект в Малайзии - BoomGrow Productions, который был профинансирован со стороны международного венчурного фонда Big Sky Capital. Его идея заключается в выращивании зелени в контейнерных фермах практически без света.
 
«Это вертикальные и контейнерные фермы, которые позволяют производить и выпускать 82 вида травы. Много травы, которая пользуется спросом в мире, потому что есть понимание пользы такого питания. Они в контейнере контролируют все: воздух, газ, спектр света, на каждый отдельный вид травы. Гамму излучений, и там они не используют на 99% меньше воды. Не используют солнечный свет вообще, не надо на поле быть. На них природно-климатические условия не влияют. Они получают гарантированный результат, доходность, урожайность. Потому что все контролируют. Самое важное, они не используют пестициды, никакие другие химикаты. Каждые 28 дней вы получаете урожай. Плюс — это софт на том конце, с айпадом на котором клиент видит: мне нужно 2 пучка кинзы, базилика, и заказывает доставку», - рассказывает он о том, какие проекты в сельском хозяйстве интересны бизнес-ангелам.
 
При этом, как подчеркивает Нургожин, такие проекты в перспективе могли бы быть актуальны и в Казахстане.
 
«Есть места в Казахстане, где есть много газа, много нефти и если ГТС поставить, получится дешевая электроэнергия, например, в Мангыстауской области. А они завозят все – 99% всех овощей и фруктов, потому что никогда не растет там. То же самое в Атырау, Кызылорда плюс-минус. Им легче, с ЮКО заезжает. На севере – Астана что? Что-то производит? Мы все едим с Юга. В основном, с Кыргызстана и Узбекистана. Потому что ничего здесь не растет. Мы один урожай получим, если получим – и все. А это решение для экстремальных мест очень хорошо подходит. Плюс города, когда мест мало», - отметил Адиль Нургожин.
 
На вопрос, когда в Казахстане появятся подобные проекты, спикер ответил, что для начала нужно привести в порядок имеющиеся ресурсы.
 
«Просто нужно в порядок привести то, что есть. Не надо нам никаких агротеков. Нам надо разобраться с логистикой и хранением правильно. И в отдельные отрасли то, что Kusto пытались сделать - завести стратегических инвесторов. Типа Tyson или еще кого. То, что у них была идея производить высококачественную говядину», - сказал он.
 
 

Добавить комментарий

Отправить комментарий
Комментарии
В развитых странах, наверное заключают договора, и те кто их не исполняет, платит громадные неустойки. У нас предприниматели жалуются, только никто их не пожалеет. Большой бизнес думаю надо вести жёстче, чтобы вас не кидали.
Это мнение банковского сектора,оно не совсем объективно. Государственная поддержка существует во всех странах, в том числе и в России.Самое большое влияние это санкции для российского зерна. Поэтому и такое давление на рынки занимаемые Казахстаном.
Такое приходит в голову лишённых ума представителям сельскохозяйственной науки, кто не петрит в педигри, родословной лошади, кто за свою жизнь не имел понятия о формировании заводских линий и маточных семейств, и кто лишён элементарной этики ученого, академической порядочности. Как, после них, в дальнейшем можно будет составлять Государственную племенную книгу адайской лошади?! Ведь совершенства и полноценного потомства в спортивном коневодстве, можно добиться методом отбора и подбора на уровне кроссов заводских линии. А здесь, ради мимолетной славы, якобы исполнения задания руководства, создали семейство алматинских ученых в купе с квартетом местного олигархата, во главе с Ногаевым и директором швейной фабрики Дарменова Ж.Т., в его лице одновременно руководителем Ассоциации "Адай", весьма далёкого от коневодства. Высшая форма аферы прошла именно в коневодстве, где за подделку родословной племенной лошади раньше, лишали свободы на десятки лет. Преступление должно быть наказано. Можно спросить у членов Государственной Комиссии МСХ РК, Департамента по правам интеллектуальной собственности МинЮста РК, наконец у Судьи межрайонного Суда города Астаны, Суда первой инстанции г. Жана-Узень, которых информировал и подавал на апелляцию как потерпевший по правам интеллектуальной собственности, я Нурушев Мурат Жусыпбекович. Именно на основе 20 летних селекционно-технологических исследований была защищено диссертация доктора биологических наук в ОГАУ г. Оренбург. В авторах числятся псевдоученые из РФ и РК, кто и не видел в живую этих лошадей. Самое обидное, это происходит на моих глазах, кто написал первую капитальный монографию, об эволюции, современном состоянии и перспективе разведения. Именно она пубудило руководство страны, к ускорению признания. Адресована была книга, ещё в канун январьских событии 2-го января 2022 года. Судьям были предоставлены все доказательства около 100 научных работ (статьи, монографии, учебные пособия на казахском и русском языках. Думаю, что справедливость восторжествует. Мы живём в правовом государстве! Что касается главной биологической особенности этих лошадей о котором не знают многие, это то, что адайская лошадь - единственная в мире лошадь, которая может выжить на ксерофитной сильно засоленной растительности, потребляя горько сольеную воду. Соответственно, в перспективе, когда размеры этих площадей растёт в геометрической прогрессии, стоимость адайской лошади достигнет самых высоких пределов в твёрдой валюте. С уважением, к тем людям кто дочитал мои мысли до конца, академик РАЕН, автор мангыстауского внутрипородного типа адайской породы, д.б.н.РФ и РК Мурат Нурушев
Таких цен у нас в Караганде нет,-22 тыс.тенге на все позиции
Проблемы ветеринарии РК "перезрели"сенаторы правы,что надо принимать решения на государственном уровне, но унификация госуправления путем объединения названных структур ,фитосанитарию,СЭС,ветеринарию,будет иметь предсказуемый обратный эффект , такое уже не раз было в других госорганах и главное ещё больше загрузит саму ветеринарию удаляя от главного назначения профилактики и лечения животных охраняя человека. Яркий пример ,уничтожение одной из фундаментальных наук и профессию зоотехнию перегрузив её функции на ветеренарию.
Наша казахстанская логистика сведет на нет все преимущества от низкой цены ((((
Как все печально.... Даже не в состоянии содержать собственный племенной центр- основу основ продовольственной безопасности страны!
астык-транс стал заниматься давно трейдингом через тоо комек бидай
Откуда 25 млн тонн, если в 2023 году Казахстан экспортировал всего 7-8 млн тонн. Растём?))
«АПК Новости» - свежие новости и события, полезные статьи и аналитика агропромышленного комплекса Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья.